Официальный сайт Валерия Николаевича Фокина

Тематический план

Скачать тематический план занятий

Тематический план проведения учебных занятий и контроля усвоения теоретических и практических навыков на курсах по массажу.

(школа В. Н. Фокина)
Тема учебного занятия
Продолжительность, ч
Общая
Лекция
Практические занятия
Индивид. конс. занятия
1 Организационное собрание:
а) знакомство с планом занятий;
б) информация о необходимости иметь с собой определённую одежду и смазывающие вещества;
в) формирование групп по дням занятий и запись Ф.И.О. в журнале ведения занятий;
г) оформление необходимых документов (договор и др)
3 3
2 1. Вводная часть:
а) формулировка массажа:
б) история развития массажа:
в) воздействие массажа на организм;
г) системы массажа и его классификация;
д) правила при проведении массажа.
2. Поглаживание – обучение техники выполнения видов приёма поглаживание.
3 2 1
3 1. Приём выжимание:
а) физиологическое воздействие на организм;
б) методические рекомендации по применению приёма выжимание;
в) обучение техники выполнения видов приёма выжимание.
2. Приём поглаживание: закрепление техники выполнения всех видов приёма поглаживание.
3. Зоны Захарьина-Геда, их месторасположение. Диагностические точки. Место расположения сочувственных точек.
3 0,10 2,40 0,10
4 1. Приём разминание:
а) физиологическое воздействие на организм приёма разминание;
б) методические рекомендации по проведению приёма разминание;
в) изучение техники выполнения видов приёма разминание: ординарного, двойного грифа (2 варианта), двойного кольцевого.
2. И К З.
3. Ознакомление с методикой определения состояния меридиана (следовательно и органа) мочевого пузыря по покровам тела (зона Захарьина – Геда, сочувственной точки, стабилизирующей, противоболевой, точке – источнику, сигнальной и зоне Су Джок терапии).
3,20 0,05 3 0,15
5 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения видов приёма разминание: ординарного, двойного грифа, двойного кольцевого;
б) обучение технике выполнения видов приёма разминание: двойного кольцевого комбинированного, двойного кольцевого продольного.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) тонкого кишечника по вышеописанным точкам и зонам.
3,15 0,05 3 0,10
6 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения видов приёма разминание: ординарного, двойного грифа, двойного кольцевого, двойного кольцевого комбинированного, двойного кольцевого продольного;
б) обучение технике выполнения видов приёма разминание: двойного ординарного, продольного, ординарно-продольного.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) толстого кишечника.
3,15 10,05 3 0,10
7 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения видов приёма разминание: ординарного, двойного грифа, двойного кольцевого, двойного кольцевого комбинированного, двойного кольцевого продольного, продольного, ординарно – продольного;
б) обучение технике выполнения видов приёма разминание: кругообразного «клювовидного» одной рукой (кистью от себя и кистью к себе) и двумя руками.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) почек.
3,15 0,05 3 0,10
8 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения всех ранее изученных видов приёма разминание;
б) обучение технике выполнения видов приёма разминание: кругообразного подушечкой большого пальца одной рукой, с отягощением и двумя руками; кругообразное фалангами согнутых пальцев одной рукой, с отягощением и двумя руками.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) желудка.
3,15 0,05 3 0,10
9 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения всех ранее изученных видов приёма разминание;
б) обучение технике выполнения видов приёма разминание: кругообразное двумя кулаками, кругообразное основанием ладони или бугром большого пальца одной и двумя руками, основанием ладони с перекатом.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) селезёнки – поджелудочной железы.
3,15 0,05 3 0,10
10 1. Приём разминание:
а) совершенствование техники выполнения всех основных ранее изученных видов приёма разминание;
б) обучение технике выполнения всех вспомогательных видов приёма разминание: валяние, накатывание, сдвигание (от себя, на себя, в дальнюю сторону), растяжение, сдвигание – растяжение, надавливание, сжатие, подёргивание.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) желчного пузыря.
3,15 0,05 3 0,10
11 1. Приём растирание, вибрация и движения:
а) физиологическое воздействие на организм приёма растирание;
б) методические рекомендации по применению приёма растирание;
в) обучение технике выполнения всех видов приёмов растирание, вибрации и всех приёмов движения.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) печени.
3,15 0,05 3 0,10
12 1. Обучение массажу спины.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) сердца.
3,15 0,05 3 0,10
13 1. Повторяется массаж спины.
2. И К З.
3. Показ методики определения состояния меридиана (органа) лёгких.
3,15 0,05 3 0,10
14 1. История развития точечного массажа. Теория инь-Ян.
2. Обучение массажу шеи и тазовой области.
3. Диагностика состояния меридианов по методу К. Акабане.
3,15 0,20 2,45 0,10
15 1. Основные меридианы: название, обозначение на французском языке, отношение каждого из них к инь-ян; начало, место прохождения, конец; количество точек, расположенных на каждом из них.
2. Обучение массажу задней поверхности нижних конечностей (при положении массируемого лёжа на животе).
3. История возникновения мануальной терапии. Осмотр позвоночного столба у одного из обучающихся и показ приёмов тракции и мобилизации на шейном отделе позвоночника.
16 1. Повторение: массаж спины, шеи, тазовой области и поверхности нижних конечностей (под диктовку преподавателя).
2. Показ физических упражнений, выполняемых на кушетке в конце сеанса массажа для укрепления мышц спины и живота.
3,15 0,05 3 0,10
17 1. Учение о точках. Методы определения положения акупунктурных точек.
2. Обучение массажу верхних конечностей при положении массируемого лёжа на животе.
3,30 0,20 3 0,10
18 1. Стандартные точки основных меридианов.
2. Повторение: массаж верхних конечностей при положении массируемого лёжа на животе.
3. Осмотр состояния позвоночного столба на одном из обучающихся и применение мобилизации на грудном отделе позвоночника.
3,30 0,20 3 0,10
19 1. Цикличность движения энергии по меридианам.
2. Обучение массажу груди и живота.
3. Осмотр состояния позвоночного столба у одного из обучающихся и применение приёмов тракции и мобилизации на поясничном отделе позвоночника.
3,25 0,15 3 0,10
20 1. Рефлексотерапия посредством традиционного восточного массажа.
2. Обучение массажу передней поверхности нижних конечностей.
3. Показ и применение приёмов мануальной терапии на крестцово–поясничном отделе позвоночника.
3,25 0,15 3 0,10
21 1. Повторение пройденного материала: массаж спины, шеи, задней поверхности ног, рук (при положении массируемого лёжа на животе).
2. Консультация и оказание помощи обратившемуся обучающемуся.
3,15 3 0,15
22 1. Основы Су Джок терапии, основная система Су Джок.
2. Обучение массажу верхних конечностей при положении массируемого лёжа на спине.
3. Консультация и оказание помощи обратившемуся обучающемуся.
3,15 3 0,15
23 1. Обучение массажу головы (волосистой части и лица).
2. Сегментарный массаж:
а) взаимосвязь тканей тела с внутренними органами;
б) рефлекторные изменения и их выявления;
в) порядок применения сегментарного массажа;
г) обучение технике выполнения приёмов сегментарного массажа.
24 1. Общий массаж или мастер – класс (по выбору обучающихся). 3 3
25 1. Использование в массаже растирок и мазей.
2. Гигиенические основы массажа:
а) требования к помещению и инвентарю;
б) требования к массажисту;
в) требования к массируемому.
3. Показания и противопоказания.
4. Лечебный классический массаж:
а) при ушибах;
б) при растяжении связок суставов;
в) при вывихах;
г) при переломах костей;
д) при остеохондрозе.
3 3
26 Зачётное занятие. 3

Итого 78 часов.

Примечание. Индивидуально-консультационное занятие – это занятие, на котором проводится разбор состояния здоровья каждого занимающегося путём опроса, осмотра, пальпации и других методов исследования. Проводится осмотр шеи, спины, тазовой области и ног. Наиболее тщательному осмотру подвергается позвоночник (сколиоз, кифоз и лордоз находятся в физиологической норме или патологии). Путём пальпации определяется состояние межпозвоночных дисков, а также состояние внутренних органов (по состоянию точек: сигнальной, сочувственной, стабилизирующей, противоболевой, точки – пособника, зон Су Джок терапии).

При обнаружении отклонения от нормы даются рекомендации к их лечению (методика классического массажа, точечного массажа, постизометрической релаксации, мануальной терапии и ЛФК). Несложные (не запущенные) функциональные отклонения (блокада краниовертебрального перехода, цервикоторакального и т. д.) преподаватель самостоятельно снимает в конце занятий.